Гамаюнова Мария Михайловна, воспитатель МБДОУ «Крапивинский детский сад № 1 «Солнышко»

Проект в подготовительной группе «Азбука экологического воспитания»

31 мая [сб]

Характеристика проекта

Тема проекта: «Азбука экологического воспитания»

Тип проекта:  познавательно-исследовательский

Длительность: долгосрочный

Участники:  дети, педагоги, родители

Сроки реализации проекта: 01.09.2021г.- 30.05.2022г.

 

Актуальность проекта

Природа –удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность –естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать.

Исследовать, открыть, изучить –значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме
экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.


 

Цели и задачи проекта

Цель проекта: Формирование экологической грамотности детей, бережного отношения к природе и окружающему миру.

Задачи:

Образовательные:

- формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.

- формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

- совершенствовать навыки детей по уходу за растениями.

Развивающие:

- развивать познавательную активность детей;

- развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.- развивать творческие способности.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и отзывчивость в душах детей;

- поддерживать дружеские взаимоотношения между детьми;

- воспитывать интерес и любовь к природе родного края.

- вызвать эмоциональную отзывчивость.

Предполагаемые результаты реализации проекта.

У детей:

1. повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности, познавательной активности;

2. развитие интереса к экспериментированию, анализу, обобщению;

3. воспитание внимательного, разумного, бережного отношения к окружающей природе.

У родителей:

1. повышение экологической культуры;

2. создание единого воспитательно-образовательного пространства группы ДОО и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;

3. участие в совместных экологических мероприятиях и акциях.

 

Этапы работы над проектом

1 этап: Подготовительный

Сбор и анализ литературы по данной теме.

Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию

проекта.

Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

Насыщение предметно развивающей пространственной среды группы тематическими содержанием.

 

 

 

 

 

2 этап: Основной

Форма оганизационной деятельности

Тема

Цель

Сентябрь, 2021г.

Беседа

«Лес – многоэтажный дом»

Углубление и расширение представления детей о лесе, как о сложном многоярусном и многоэтажном доме, где все растения занимают определенную экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях. Воспитывать эмоционально-целостное отношение к природе, бережное отношение и интерес к жизни лесных растений и животных.

Дидактическая игра на липучках

«Сортировка мусора»

Знакомить детей с понятием "вторичная переработка", "сортировка мусора"; дать представление о способах решения некоторых экологических проблем; способствовать формированию экологической культуры;

развивать умение классифицировать;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе, ответственность, аккуратность, принципиальность.

Экологическая акция

«Планета чистая моя и все зависит от меня»

Развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);

- закрепить знания детей о свойствах различных материалов;

 - уточнить знания детей о причинах возникновения мусора

Дидактическая игра

«Зимние заготовки»

Знакомить детей с разными видами заготовок, развитие мелкой моторики рук.

Октябрь, 2021г.

НОД по познавательному развитию

«Труд в уголке природы»

Развитие у детей трудовых умений и навыков, воспитание ответственности и самостоятельности в процессе совместного труда в уголке природы. 

Экспериментирование

«Что мы знаем о воде»

Закрепить знания детей о назначении воды в нашей жизни; прививать интерес к исследовательской деятельности.

Аппликация

«Береги наш лес»

Закрепление знаний о лесе, как об экосистеме. Воспитывать любовь и бережное отношение к лесу и его обитателям. Закрепить правила культурного и безопасного поведения на природе, развивать умение работать сообща.

Работа по мнемотаблице

«Подготовка зверей к зиме»

Дать детям более полные представления о диких животных и особенностях их приспособления к окружающей среде.

Декабрь, 2021г.

Акция

«Покормите птиц зимой»

Воспитывать желание проявлять заботу о птицах.

НОД по познавательному развитию

«Как лесные звери проводят зиму»

Систематизировать знания детей о жизни диких животных, как они приспосабливаются к зимним условиям

Игра мемори

«Найди признаки времен года»

Закрепление знаний о временах года по признакам; развитие зрительной памяти, логического мышления.

Январь, 2022г.

Просмотр видеопрезентации

«Почва»

Сформировать представление о том, что почва – это верхний плодородный слой земли; формировать интерес к явлениям окружающего мира.

Игра с мячом

«Зверь, птица или насекомое»

Учить правильно соотносить животных по их классам. Закрепить знания о животных, птицах, насекомых.

Подвижная игра

«Рыбаки и рыбка»

Упражнять в прыжках. Развивать ловкость, быстроту реакции

Февраль, 2022г.

Беседа

«Есть ли жизнь под землей (в почве)?»

Показать, что в почве есть вода, воздух, еда для ее обитателей.

Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе – не вытаптывать землю.

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде

Игра – викторина

«Берегите Землю от мусора».

Уточнение знаний детей о значимости чистоты для жизни планеты и о роли человека. Расширение знания детей о видах мусора, об его утилизации и вторичном использовании. Развитие связной речи. Закреплять умение отвечать полными предложениями. Развивать умение работать в команде, дружеские взаимоотношения. Воспитывать культуру поведения на улицах города, соблюдать чистоту и порядок.

Экспериментальная деятельность

«Как растения пьют воду»

Доказать, что корешок пьет воду, и что стебель проводит ее; объяснять опыт, пользуясь полученными знаниями

Март, 2022г.

Чтение экологической сказки

«Жила-была река» Н. Рыжовой

Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.

Воспитывать любовь к природе, желание беречь ее.

Рассматривание иллюстраций, наблюдения в природе

«Весна»

Расширять представления о весенних изменениях в природе.

Знакомить детей с народными приметами о весне.

Воспитывать любовь к природе, желание любоваться ее красотой, необычайностью.

Чтение рассказов И. С. Соколов-Микитова

«Весна в лесу»

Развивать интерес к познавательной литературе.

Уточнить представления детей о жизни животных весной, закрепить представления о сезонных изменениях в природе.

Апрель, 2022г.

Дидактическая игра

«Напоминающие знаки»

Учить верно оценивать свои поступки и поступки окружающих.

Развивать наблюдательность, умение быть чутким к природе.

Воспитывать любовь к природе, желание ее беречь.

Беседа

«Комар: полезное или вредное насекомое»

Расширить знания детей о жизни комаров, защите от них человека, пользе и вреде комаров.

Уточнить представление об экологическом равновесии.

Развивать умение вести беседу, не перебивать, выслушивать ответы, рассказы сверстников.

НОД по познавательному развитию

«Мир насекомых»

Обобщить знания детей о насекомых: строение, среда обитания, размножение, способы защиты.

Продолжать учить понимать противоречивость окружающего мира и пытаться разрешить возникающие проблемы.

Май, 2022г.

Квест – игра

«Знатоки природы»

Формировать экологические знания у детей посредством игровой деятельности и создания условий, способствующих формированию положительной мотивации, направленной на достижение поставленной цели.

НОД по познавательному развитию

«Посадка лука»

Создать условия для исследовательской деятельности. Формировать у детей знания об овощной культуре «Лук».

Заучивание стихотворений

«Мир в котором мы живем»

Воспитывать эмоциональное восприятие окружающей природы поэтическими средствами

Работа с родителями:

· Оформление родительских уголков по сезонам и месяцам (папки-передвижки)

· Консультация «Как прививать детям любовь к природе?»

· Акция «О чем говорят знаки знаки»

· Фотовыставка «Мы друзья природы»

· Экологическая акция «Труд в огороде»

3 этап: Заключительный

· Создание лэпбука «Экология»

· Создание «Огород на окне»

· Подведение итогов реализации проекта

· Презентация проекта.

Выводы и практическая значимость проекта

 Дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных. У детей сформирована экологическая грамотность, бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам. Сформированы навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности. Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.

Список используемой литературы и методических пособий.

1. Бондаренко Т.М. Организация НОД в старшей группе детского сада. Образовательная область «Познание»: Практическое пособие  для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012

2. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М., 1978.

3. Лопатина А. А. Сказки о цветах и деревьях: сказки / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - Москва: Издательство Духовной Литературы, 2000. - 575 с. : ил. - (Книга для занятий по духовному воспитанию ; кн. 7). - Библиогр.: с.573

4. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Мирошкина М.Н. Конспекты занятий по развитию образной речи у старших дошкольников. Методическое пособие. Часть 2. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 112 с.

5. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подгот. группы  дет. сада: пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения / С. Н. Николаева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с.: ил. – (Дошкольный мир).

6. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 80с.

7. Рыжова Н. Статья «Волшебница вода». Новые материалы к программе «Наш дом – природа». Газета «Дошкольное образование» №11, 12, 13/2004

8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 128 с., ил. – (Библиотека программы «ДЕТСТВО»)

9. Шорыгина Т.А.  Беседы о русском лесе. Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 96 с. (Вместе с детьми)

10.  Шорыгина Т. А. Беседы о тайге и ее обитателях: метод. рекомендации / Т. А. Шорыгина. - Москва : Сфера, 2009. - 96 с. - (Вместе с детьми)

11. Автор-составитель Поваляева М.А Развитие речи при ознакомлении с природой. Серия «Мир вашего ребенка». Ростов н/Д.: «Феникс», 2002. – 416 с.


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.