Гамаюнова Мария Михайловна, воспитатель МБДОУ «Крапивинский детский сад № 1 «Солнышко»

Деловая игра «Мостик понимания»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Крапивинский детский сад № 1 «Солнышко»

 

 

 

Деловая игра

 

 

«Мостик понимания между родителями и ДОУ»

 

 

 

Подготовила воспитатель: Гамаюнова М.М.

 

 

 

 

 

 

Пгт Крапивинский, 2020

Цель: формирование психолого-педагогических компетенций у воспитателей (педагогов) ДОУ по взаимодействию с родителями воспитанников.

Задачи:

- предоставление педагогам информации о формах и методах конструктивного решения конфликтных ситуаций;

- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по разрешению конфликтных ситуаций с родителями воспитанников;

- проживание ситуаций выхода из конфликтных ситуаций, развитие навыков рефлексии.

Мир постоянно информационно усложняется. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Современная семья все чаще нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических. Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе "воспитатель - родитель", требует усилий от педагогического коллектива ДОУ.

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Поэтому, наша основная задача сделать так, чтобы родители стали нашими активными помощниками и единомышленниками.

Мы часто сетуем на то, что родителям безразличны наши усилия, что они не хотят идти на контакт, что не интересуются жизнью своих детей. А задумывались ли мы когда-нибудь о том, что, возможно, это мы не можем расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в детских садах было тепло и уютно не только детям, но и их родителям.

Воспитатель - это работник дошкольного учреждения, который не только непосредственно отвечает за жизнь и здоровье вверенных ему детей, но и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой детского сада.

Родитель - это "заказчик", который приводит своего ребенка в детский сад и хочет, чтобы в нем для его любимого (а, зачастую, и единственного ребенка) были созданы самые благоприятные условия.

Упражнение «Яблоко и червячок»

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ. (Листочки надо отложить в сторону, к ответам вернемся позже),

Сегодня будем говорить с вами о конфликтах в системе «воспитатель - родитель». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».

Конфликт является нормой общественной жизни. Вместе с тем, психологи подчёркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог - родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.

Упражнение: «На развитие коммуникативности педагога в общение с родителями»

Сейчас вы вытягиваете полоску с тезисом и вам необходимо подготовить к нему короткий комментарий. Высказывать свое мнение, согласны с этим или нет почему.

Тезисы.

• Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.

• В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания и стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.

• Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители о педагогах.

• Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнетесь сами.

• Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.

• Преобладание оценочного стиля общения становится серьезными источником конфликтов между воспитателем и родителем.

• Когда задето чувство собственного достоинства из собеседников, непременно страдает само общение.

• Родители должны услышать то, что им сказал педагог.

Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.

 

Упражнение «Комплимент» в кругу

Цель: отработка навыков эмпатии и новых способов поведения; формирование умения делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга.

Ведущий: Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, — вот что необходимо для приятного и продуктивного общения.

Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны друг к другу, умеем видеть хорошее в другом и говорить об этом».

Для этого участники организуем круг, каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, и подумать о том, какая черта характера, какая привычка этого человека ему нравится и он хочет сказать об этом, т. е. сделать комплимент.

Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова своему партнеру, сидящему слева от него. Во время высказывания все остальные участники должны внимательно слушать выступающего.

Тот участник, которому сделан комплимент, должен, как минимум, поблагодарить, а затем, установив контакт с партнером, сидящим слева от него, сделать свой комплимент и т. д. по кругу, до тех пор, пока все участники тренинга не сделают комплимент партнеру.

Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель и наоборот»

Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей во взаимодействии с родителями и наоборот.

Педагогов разделить на две команды: «родители» и «воспитатели»

Материал: 2 листа бумаги А4, 2 маркера, листы с таблицами положительные и отрицательные эмоции.

Задание: создать обобщенный портрет родителей, и воспитателя, общение с которым у вас вызывает отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками (в виде карикатуры, схемы, геометрических фигур.)

2. На бумаге записать отрицательные чувства отрицательные качества, которые вы отразили в этом портрете

Задание: создать портрет того воспитателя и родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции. Также записать положительные качества созданного образа.

Анализ упражнения:

Вопрос: Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя, воспитателя с которым вам неприятно вступать в диалог? Какие претензии, чаще всего мы предъявляем друг другу?

Со стороны родителей это:

• с ребенком мало занимаются в саду;

• не создают должных условий для укрепления его здоровья;

• не могут найти подход к ребенку;

• используют непедагогические методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания) ;

• плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сменили трусики, не переодели грязную футболку);

• ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;

• ограничивают свободу ребенка;

• часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;

• не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях, ударили, поцарапали.

У воспитателей тоже есть «свой список» претензий к родителям:

• неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке;

• забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату за дополнительные занятия;

• забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;

• приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика) ;

• поздно забирают детей;

• плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход);

• предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.

Вопрос второй: что вы чувствовали при создании этого портрета?

Ведущий: Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, — вот что необходимо для приятного и продуктивного общения.

Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны друг к другу, умеем видеть хорошее в другом и говорить об этом».

Для этого участники организуем круг, каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, и подумать о том, какая черта характера, какая привычка этого человека ему нравится, и он хочет сказать об этом, т. е. сделать комплимент.

Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова своему партнеру, сидящему слева от него. Во время высказывания все остальные участники должны внимательно слушать выступающего.

Тот участник, которому сделан комплимент, должен, как минимум, поблагодарить, а затем, установив контакт с партнером, сидящим слева от него, сделать свой комплимент и т. д. по кругу, до тех пор, пока все участники тренинга не сделают комплимент партнеру.

Ведущий: Что было легче: делать комплимент или отвечать на него.

Вывод: общаясь с родителями, невозможно постоянно обращать внимание на их недостатки - люди вправе их иметь. Поэтому разрешите родителям ваших воспитанников быть такими, какие они есть, а не причисляйте их сразу к трудным, высказывая постоянные претензии в их адрес. Постарайтесь найти в каждом родителе хотя бы капельку чего-нибудь положительного и приятного. А получив положительную оценку своей работы от родителей, постарайтесь найти и в их адрес добрые слова.

Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций.

Конкуренция (соревнование) предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера

Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера

Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из конфликтных ситуаций.

(Н-р: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование, «Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание, «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс, «Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление, «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество).

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Подводя итог нашей беседы, можно сделать вывод, какой бы сложной и конфликтной не была ситуация, мы с вами проявляем свой профессионализм и находим конструктивный  и наиболее безболезненный для всех выход из данной ситуации.

Итогом нашей деловой игры будет упражнение на тему:  Какие мы хорошие?

Участником раздаются стикеры в виде сердечек. На которых предлагается написать то положительное качество, которое помогает им взаимодействовать с родителями. Далее сердечки приклеиваются на ватман, на котором изображена семья.

Каждый человек, работающий с детьми, имеет огромное сердце, которое наполнено безграничной добротой и любовью. Еще там есть терпение и желание помочь. Оно вот такое. А теперь мы с вами сделаем его еще сердечнее, теплее, добре, терпимее.

Краткий курс доброжелательных отношений

Шесть важных слов: «Я признаю, что допустил эту ошибку».

Пять важных слов: «Ты сделал это просто чудесно».

Четыре важных слова: «А как ты считаешь? »

Три важных слова: «Вы посоветуйте, пожалуйста».

Два важных слова: «Искренне благодарю».

Важнейшее слово: «Мы».

И напоследок еще немного. Иногда отзывы о детских садах напоминают передачу про интриги, скандалы и расследования. Мамы и папы шпионят за воспитателями, подслушивают, что происходит в группе, ищут любую мелочь, чтобы придраться к педагогу, ведь их самый лучший ребенок достоин только самого лучшего воспитателя. К сожалению, жизнь в современном обществе делает человека жестоким. Но мы должны принимать родителей со всеми их проблемами и желаниями, пусть нам иногда этого и не хочется. Постарайтесь найти в каждом родителе хотя бы капельку чего-нибудь положительного и приятного, и использовать эту капельку во взаимодействии  с ними.


 

Краткий курс

доброжелательных отношений

 

Шесть важных слов:

«Я признаю, что допустил эту ошибку».

Пять важных слов:

«Ты сделал это просто чудесно».

Четыре важных слова:

«А как ты считаешь? »

Три важных слова:

«Вы посоветуйте, пожалуйста».

Два важных слова:

«Искренне благодарю».

Важнейшее слово: «Мы».

 

 

28 февраля 2021 в 19:35

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.