Гамаюнова Мария Михайловна, воспитатель МБДОУ «Крапивинский детский сад № 1 «Солнышко»
Проект в средней группе «Азбука экологического воспитания»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Крапивинскийдетский сад №1 «Солнышко»
Проект «Азбука экологического воспитания» Средняя группа
Выполнила: Гамаюнова М.М. пгт.Крапивинский, 2021
Характеристика проекта Тема проекта: «Азбука экологического воспитания» Тип проекта: познавательно-исследовательский Длительность: долгосрочный Участники: дети, педагоги, родители Сроки реализации проекта: 16.11.2020г.-18.12.2020г.
Актуальность проекта В настоящее время проблема взаимодействиячеловека с природой стала наиболее актуальна. Дошкольный возраст – самоценныйэтап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываютсяосновы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точнознаешь, что под этим подразумевается. Экологическое воспитание детей – прежде всеговоспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и клюдям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригоднойдля полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей пониматьсебя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить дошколят правильно вести себя вприроде и среди людей. Если людив ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя.А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру иответственность.
Цели и задачипроекта Цельпроекта: содействие становлению экологического сознания,выработки неравнодушного отношения к состоянию окружающей среды и личностноговосприятия экологических проблем, самостоятельного критического мышления. Задачи: Образовательные: - формировать у детей основы экологической культуры; - расширять представление ребенка о природе; - обогащать словарный запас детей; - вовлекать родителей в обсуждение актуальныхэкологических проблем современного мира. Развивающие: - развивать познавательную активность детей; - развивать способности выстраивать элементарныеумозаключения, решать проблемные ситуации; - развивать речевую культуру через ответы на обобщающиевопросы и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений; - развивать творческие способности. Воспитательные: - воспитывать любовь и отзывчивость в душах детей; - поддерживать дружеские взаимоотношения между детьми; - воспитывать интерес и любовь к природе родного края. - вызвать эмоциональную отзывчивость.
/
Предполагаемыерезультаты реализации проекта. 1.Повышение общей экологической культуры ребёнка.
Этапы работынад проектом 1 этап: Подготовительный • разработка перспективного плана; • подготовка цикла тематических мероприятий; • создание развивающей среды; • подбор необходимой художественной литературы для реализации проектнойдеятельности; • изготовление книги-раскладушки своими руками «Жалобная книга природы»; • разработка мероприятий.
2 этап: Основной
Работа с родителями: · Консультация «Экологическое воспитание детей всемье» · Созданиекниги «Экологические сказки». · Анкетирование родителей по теме:«Отношение родителей к проблеме экологического воспитания» 3 этап: Заключительный · Выпуск буклетов «Природа и мы» · Показмультфильма для детей «Зачем беречь природу» · Подведение итогов реализации проекта · Презентация проекта.
Выводы и практическая значимость проекта В результате реализации проектаповысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активностидетей дошкольного возраста. Дети научились простейшей экспериментальнойдеятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы. Так женаучились вести наблюдения за объектами живой и неживой природы. У детей выработалисьпервые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе,желание относиться к ней с заботой.
Список используемой литературы иметодических пособий. 1. Загадки для развитияречи, внимания, памяти и абстрактного мышления / сост. О.В. Узорова, Е. А.Нефедова. – М.: Астрель, 2005. 2. Шорыгина Т. А.Ягоды.Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «ИздательствоГНОМ и Д», 200зг 3. Цветкова И. В.Экологический светофор для младших школьников. Москва:Педагогическое обществоРоссии, 2000г. 4. Деревенский домик.Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально.Г. Киров 30.03.05г. 5. Ягоды садовые.Наглядно – дидактические пособие. Издательство «Мозаика – Синтез». Москва2005г. 6. Вохринцева С.Окружающий мир. Дидактический материал. Издательство «Страна Фантазий» 2003г. 7. Животные обитающие натерритории нашей страны. Демонстрационный материал для занятий в группахдетских садов и индивидуально. Г.Киров 2004г. 8. Цветы луговые,лесные, полевые. Демонстрационный материал для фронтальных занятий.Издательство ООО «Книголюб» 2000г. 9. Гризик Т.И. Радуга.Познавательное развитие детей 2-7 лет.: метод. Пособие для воспитателей.Москва. 2010г. 10. Цветы садовые.Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Издательство ООО «Книголюб»2000г. 11. Шорыгина Т. А.Вежливые сказки. Этикет для малышей. – Москва. Прометей; Книголюб, 2003. 12. Попова Т. И. Мирвокруг нас г. Москва 1998г. 13. Дрязунова В. А..Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие длявоспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1981.- 80 с., ил. 14. Шорыгина Т. А.Ягоды. Какие они. ООО «Издательство ГНОМ и Д» г. Москва 2003г. 15. Шорыгина Т. А. Какиезвери в лесу?! Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «ИздательствоГНОМ и Д», 2000г. 16. Шорыгина Т. А.Овощи. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва:«Издательство ГНОМ и Д», 2004г. 17. Шорыгина Т. А.Кустарники. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва:«Издательство ГНОМ и Д», 2004г.
Приложения
Беседана тему: «Что такое природа?»
акварельили гуашь, кисточки разных размеров, альбомные листы, баночки с водой,матерчатые и бумажные салфетки, незавершенные рисунки, выполненные воспитателемдля показа техники рисования. Репродукция картины И. Левитана, И. Шишкина.
Осень — красок магазин. Чудо-краски — разные.
Некоторые художники любили рисовать природу, они выбирали очень красивыеинтересные места, любовались сами и с нами поделились такой красотой. Теперьэти картины находятся в галереях, каждый человек может прийти и посмотреть наних, вам нравятся эти картины? (да). Вот, мы с вами и попробуем сегодня нарисоватьдерево. Дети скажите, а какое сейчас время года? (осень) Правильно! Мы, с ваминарисуем «Дерево осенью». Какие цвета красок мы будем использовать?(коричневые, желтый, красный, зеленый) Молодцы! А сейчас давайте поиграем и разомнем наши пальчики. Пальчиковая игра: Разотру ладошки сильно. Каждый пальчик покручу. Поздороваюсь с ним сильно И вытягивать начну. Затем руки я помою… Пальчик в пальчик я вложу, На замочек их закрою И тепло поберегу! Воспитатель: Для начала мы определимся с главной составляющей любогодерева без исключения – это наличие веток разной величины и, естественно,ствола, который является основой. Наиболее толстая его сторона находится усамой земли, наиболее тонкая – верхний конец. Все ветки находятся на стволе,вдоль его, и направляются вверх. Длинные ветки находятся в нижней части дерева,короткие располагаются по направлению к верхушке. Сначала начинаем рисовать именно основную частьдерева – ствол, так как со ствола и начинается изображение практически каждогодерева. Как мы уже знаем, верхняя часть ствола тоньше, нижняя – толще. При использовании кисти начинаем прорисовыватьветви, которые изображаются аналогично стволу – сверху они достаточно тонкие, аближе к стволу – более массивные. Тонкая часть всегда направляется вверх. Впроцессе работы важно помнить, что все ветки должны располагаться на разномрасстоянии. Далее делаем нашему дереву крону, состоящую измаленьких веточек, отходящих от крупных, а на них еще более мелких. Маленькихветочек на рисунке должно быть много, и все они имеют одинаковый диаметр.Несмотря на то, что они очень тонкие, все веточки, так же, как и крупные,направлены вверх. А теперь промываем кисточку хорошо, растворяемкоричневую краску, закрашиваем ствол. После чего кисточку опускаем в краснуюкраску и прикладываем к веточкам, это у нас красные листочки, затем в желтую –желтые листочки и зеленые, показываем, как листья падают на землю. Молодцы! Дерево готово! После занятия дети показывают свои рисунки. Выставка работ.
Рассказ «Девочки в лесу» Оля и Лида пошли в лес. Послеутомительной дороги они сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из бумагихлеб с маслом, яйцо. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запелсоловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться.Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды, бумагу и бросила их под куст.Лида завернула в бумагу яичную скорлупу и положила в сумку. - Зачем ты берешь с собоймусор? – спросила Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит. Лидатихо ответила подруге. (По В.А. Сухомлинскому). Вопрос детям: - Что,по-вашему, ответила Лида и почему?
Рассказ Т. А. Шорыгина«Прогулка в лес». В густом лесу жила медведицаАнгелина, и было у нее двое медвежат: сынок Паша да дочка Даша. Как-то разотправилась мама-медведица прогуляться с малышами по лесу. Медвежата веселобежали следом за мамой. Все их интересовало и забавляло. Вот прямо передПашиным носом вспорхнула маленькая серая птичка с розовой грудкой и веселозащебетала, здороваясь с малышами. Большой шмель в полосатом бархатном жилетеуселся на цветок лесной герани, и цветок слегка склонился под тяжестью шмеля. Пашатут же сломал ветку и замахнулся ею на шмеля. Ему хотелось посмотреть, как тот,возмущенно загудев, слетит с цветка. Что Паша сделал неправильно? МедведицаАнгелина остановила сына: – Паша! Зачем ты сломал веткуорешника? Во-первых, орешник – живой, и ему больно, как бывает больно тебе. Аво-вторых, осенью на ветке орешника созреют вкусные орешки, ими станутлакомиться и белки, и бурундуки, и лесные мыши, и дятлы. Да ты и сам судовольствием будешь есть сладкие орехи! – Я хотел прогнать шмеля.Зачем он на цветок уселся? Может сломать его! Как вы думаете, может лишмель сломать цветок? – Шмель цветок не сломает! –возразила Ангелина. – Он прилетел к нему за каплей сладкого нектара. Поверь,сынок, цветок очень рад шмелю, угощает его медовым соком, а за это шмельопыляет цветок. В шмелином гнезде скоро будет мед. А мы, медведи, – большиелюбители меда! Если ты вежливо попросишь дядюшку-шмеля, то он поделится с тобойсладким душистым медком. – Ладно, – согласился Паша, –не буду больше ветки ломать и шмелей с цветов прогонять, пусть себе медсобирают! – Мамочка! Посмотри, какиекрасивые цветы! – воскликнула Даша, заметив в траве крупные голубыеколокольчики. – Можно я нарву букет? Можно ли рвать в лесу цветы? – Не надо, не рви! Пустьрастут, лес украшают, пчелок и бабочек нектаром потчуют. Лесные цветы тень ивлагу любят, а если сорвать их, то они быстро завянут. – Это тоже цветок? – спросилаДаша, увидев бабочку, которая неподвижно сидела на стебельке. – Это летающий цветок! –удивленно воскликнул Паша, когда бабочка, расправив крылышки, вспорхнула состебелька. – Это не цветок, а бабочка! –объяснила мама. – Давай ее поймаем, – предложилПаша сестре. – Давай! – обрадовалась Даша. Можно ли ловить бабочек?Почему? Медвежата бросились забабочкой, но, к счастью, поймать ее не смогли. – Не нужно обижать бабочек истрекоз, – покачала головой Ангелина. – Бабочки цветы опыляют, а стрекозы прямона лету комаров ловят. – Что это за куча такая? –удивилась Даша, заметив под сосной высокий муравейник, построенный из высохшихсосновых иголок. – Сейчас я эту кучу обстреляюшишками! – решительно заявил Паша. Медвежонок поднял сосновую шишку и хотелзапустить ее в муравейник, но Ангелина остановила его: – Не делай этого, Паша. Этоне куча, а муравейник! В нем живут лесные рыжие муравьи. Вам хотелось бы, чтобыкто-то сломал ваш дом? – спросила медвежат мама. – Конечно, нет! – дружнозакричали Даша и Паша. – Тогда и вы берегите чужиедома, – сказала Ангелина. Она показала малышам муравья,который тащил личинку жука-короеда. – Муравьи – очень полезныенасекомые. Недаром их зовут друзьями леса. Они уничтожают вредных жуков игусениц. А еще муравьи переносят семена многих растений и расселяют их по лесу,– объяснила мама. Долго бродила по лесумедведица с медвежатами, рассказывая малышам о лесных обычаях, учила ихпонимать зверей, птиц, насекомых и бережно ко всем относиться. – Запомните, что лес – этонаш родной дом. Он нас поит, кормит и приют нам дает! Медвежата хоть и усталинемного, но прогулка им очень понравилась, а мамины уроки запомнились. Вопросы. 1.Почему мама не разрешиламедвежонку Паше прогнать с цветка шмеля? 2.Почему нельзя ломать веткидеревьев и кустарников, рвать лесные и полевые цветы? 3.Почему нельзя ловитьбабочек и стрекоз? 4.Почему нельзя разорятьмуравейники? Какую пользу приносят муравьи? 5.Как вы думаете, о каких ещеправилах поведения в лесу рассказала медвежатам медведица?
«Капуста» Мы капусту рубим, (Резкие движения прямымикистями рук вверх и вниз.) Мы морковку трем, (Пальцы рук сжаты в кулаки,движения кулаков к себе и от себя.) Мы капусту солим, (Движение пальцев, имитирующихпосыпание солью из щепотки.) Мы капусту жмем. (Интенсивное сжимание пальцеврук в кулаки. Разгибают пальцы из кулачка,начиная с мизинца.) «Белка» (по мотивам народной песенки) Сидит белка на тележке, Продаёт свои орешки; Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке косолапому, Заиньке усатому. (поочерёдно разгибать всепальцы, начиная с большого) «Котята» (играем пальчиками) У кошки нашей есть десятькотят, Сейчас все котята по парамстоят: (пальцы вместе ладони врозь) Два толстых, два ловких, (прячем пальцы по парам) Два длинных, два хитрых, Два маленьких самых И самых красивых! «Зимующие птицы» Прилетайте, птички! («Зовущие» движения пальцамиобеих рук) Сала дам синичке. («Режущие движения» однойладони по другой) Приготовлю крошки, (Пальцы щепоткой – «крошить»хлеб).
Картотекафизкультминуток: Физкультминутка«Три медведя». Три медведя шли домой(дети шагают на месте вперевалочку). Папа былбольшой-большой (поднимают руки над головой). Мама с ним - поменьшеростом (руки на уровне груди). А сынок - малюткапросто, маленький он был (приседают). С погремушками ходил Дзинь- дзинь, дзинь –дзинь(дети имитируют игру с погремушками). Физминутка«Белочке не лень». Физзарядкой белочке нелень Заниматься целый день. С одной ветки, прыгнувв лево, На сучке она присела. Вправо прыгнула потом, Покружилась над дуплом. Влево-вправо целый день Прыгать белочке нелень. Физминутка«На болоте две лягушки». На болоте две лягушки,две зеленые подружки, Утром рано умывались,полотенцем растирались, Ручками хлопали,ножками топали, Вправо влевонаклонились и обратно возвращались, Вот здоровья в чемсекрет.
Физминутка«Зайка». Движения выполняются походу стихотворения. Зайке холодно сидеть, Нужно лапочки погреть. Лапки вверх, лапкивниз. На носочках подтянись, Лапки ставим на бочок, На носочкахскок-скок-скок. А затем вприсядку, Чтоб не мерзли лапки. Прыгать заинька горазд, Он подпрыгнул десятьраз. Физминутка«Овощи» В огород пойдем, Маршировать на месте. Урожай соберем. Идти по кругу, взявшисьза руки. Мы морковки натаскаем И картошки накопаем. Срежем мы кочан капусты Имитировать, каксрезают, таскают, копают. Круглый, сочный, оченьвкусный. Показать руками. Щавеля нарвем немножко «Рвут». И вернемся по дорожке. Идти по кругу, взявшисьза руки. Физкультминутка"Дары леса". Дети утром рано встали,Ходьба на месте. За грибами в лес пошли. Приседали, приседали,Приседания. Белый гриб в травенашли. Разводят руки вперед в стороны и выполняют На пеньке растут опята,повороты в стороны Наклонитесь к ним,ребята, Наклоны. Наклоняйся,раз-два-три, И в лукошко набери! Вон на дереве орех.Прыжки. Кто подпрыгнет вышевсех? Если хочешь дотянуться,Потягивания — руки вверх. Надо сильно потянуться. Три часа в лесубродили, Ходьба на месте. Все тропинки исходили. Утомил всех долгий путь- Вытираем пот со лба Дети сели отдохнуть.Дети садятся. Физкультминутка"Домашние животные". Мы пришли на скотныйдвор, Дети ходят обычным шагом по кругу, Для животных здесьпростор. взявшись за руки. Рядом луг с густойтравой И прекрасный водопой. Превратимся мы в коней,Ходят с высоко поднятыми коленями Грациозных, стройных. И гуляем по лугам , Светлым и привольным. Мух корова отгоняет,Делают повороты в сторону, «отгоняя Бьёт хвостом туда-сюда.мух» Больно оводы кусают. Мошек столько, чтобеда. На пригорках и вканавках Овцы мирно щиплюттравку, Делают наклоны вперед-назад Наклоняются к земле, Звонко блеют они :«Бе-е-е». Скачут козлики по лугу, Рожками бодаются. «Ме-е-е»,-кричат другдругу, Прыгают Весело играются.Бодаются Физкультминутка"Дикие животные". Жарким днем леснойтропой Идут по кругу друг за другом Звери шли на водопой. За мамой-лосихой топал лосенок, Идут,громко топая За мамой-лисицей крался лисенок, Идуткрадучись За мамой-ежихой катился ежонок,Передвигаются в приседе За мамой-медведицей шел медвежонок, Идутпереваливаясь За мамою-белкой скакали бельчата,Скачут на носочках, согнув руки перед грудью За мамой-зайчихой – косые зайчата, Скачут,сделав «ушки» из ладоней Волчица вела за собоюволчат. Идут широким шагом Все мамы и детинапиться хотят. Наклоны вперед 18 августа 2021 в 10:31
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.