Гамаюнова Мария Михайловна, воспитатель МБДОУ «Крапивинский детский сад № 1 «Солнышко»

Проект в средней группе «Азбука экологического воспитания»

%D0%9E%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B0%3A%20%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Крапивинскийдетский сад №1 «Солнышко»

 

 

Проект

«Азбука экологического воспитания»

Средняя  группа

          

 

                Выполнила: Гамаюнова М.М.

пгт.Крапивинский, 2021

 

 

Характеристика проекта

Тема проекта: «Азбука экологического воспитания»

Тип проекта:  познавательно-исследовательский

Длительность: долгосрочный

Участники:     дети, педагоги, родители

Сроки реализации проекта: 16.11.2020г.-18.12.2020г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность проекта

В настоящее время проблема взаимодействиячеловека с природой стала наиболее актуальна. Дошкольный возраст – самоценныйэтап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываютсяосновы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точнознаешь, что под этим подразумевается.

Экологическое воспитание детей – прежде всеговоспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и клюдям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригоднойдля полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей пониматьсебя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить дошколят правильно вести себя вприроде и среди людей.

 Если людив ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя.А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру иответственность.

 

 

Цели и задачипроекта

Цельпроекта: содействие становлению экологического сознания,выработки неравнодушного отношения к состоянию окружающей среды и личностноговосприятия экологических проблем, самостоятельного критического мышления.

Задачи:

Образовательные:

- формировать у детей основы экологической культуры;

- расширять представление ребенка о природе;

- обогащать словарный запас детей;

- вовлекать родителей в обсуждение актуальныхэкологических проблем современного мира.

Развивающие:

- развивать познавательную активность детей;

- развивать способности выстраивать элементарныеумозаключения, решать проблемные ситуации;

- развивать речевую культуру через ответы на обобщающиевопросы и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений;

- развивать творческие способности.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и отзывчивость в душах детей;

- поддерживать дружеские взаимоотношения между детьми;

- воспитывать интерес и любовь к природе родного края.

- вызвать эмоциональную отзывчивость.

 

 

/

 

 

 

Предполагаемыерезультаты реализации проекта.

1.Повышение общей экологической культуры ребёнка.
2. Формирование нравственно-экологическогоотношения к окружающей действительности.
3.Улучшение навыков экологической безопасности.
4. Расширение и закрепление знаний детей оприроде родного края: его растительном и животном мире.
5.Обогащение словарного запаса детей новыми понятиями.
6. Формирование представлений о том, что человек– часть природы, что он должен беречь и охранять её.
7. Расширение общего кругозора детей, развитиеих творческих способностей.

 

 

Этапы работынад проектом

1 этап: Подготовительный

 • разработка перспективного плана;

• подготовка цикла тематических мероприятий;

• создание развивающей среды;

• подбор необходимой художественной литературы для реализации проектнойдеятельности;

• изготовление книги-раскладушки своими руками «Жалобная книга природы»;

• разработка мероприятий.

 

 

 

 

 

2 этап: Основной

Направления развития

Работа с детьми

Речевое

Беседы «Что такое природа», «Поможем природе», «Растения просят помощи», «Правила поведения в природе», «Почему воду нужно беречь?», «Знакомство с Лекарственными растениями», «Растения помогают человеку жить».

Пословицы и поговорки о растениях

Загадки о природе

Чтение стихотворения Б. Заходер «Про всех на свете»

Сказки и рассказы Т.А.Шорыгина «Прогулка в лес», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Зимовье зверей», «Зимняя сказка», Е. Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата», Успенский «Птицы», А. Яшина «Покормите птиц зимой», В. Степанов «Животные наших лесов».

Познавательное

НОД «Как звери готовятся к зиме», «Дары природы», «Как помочь растению», «Какие разные деревья», «Комнатные растения»

Опыты: «В почве есть воздух», «Прозрачная вода», «Воздух повсюду», «Песочная страна», «Сравнение веточек сосны и ели», «Как снег становится водой».

Наблюдения за сезонными изменениями в природе, за снегом, «Чьи следы».

Социально-коммуникативное

Дидактические игры:   «Домашние животные»

«Времена года», «Кто, что ест?», «Третий лишний» (птицы), «Чудесный мешочек», «Что где растет?»,

 «Доскажи словечко»,  «Природа и человек»,

«Выбери нужное»,  «Когда это бывает?»

Пальчиковые игры:  «Барашки»;  «Гроза»;

 «Пальчики в лесу»;  «Осенние листья»;

 «Паучок»;  «Пчелки»;  «Червячки»;  «Ветер».

Художественно-эстетическое

Рисование

«Береги и люби родную природу»

Раскраски «Будь природе другом»

«Наши друзья деревья»,

«Братья наши меньшие»,

Лепка

«Весёлый огород»,  «Божия коровка»

Аппликация/ Конструирование

 «Дикие животные», «Домашние животные»,   «Кормушки для птиц».

 

 

Создание книги «Береги природу»

Прослушивание музыкальных произведений

Ю. Антонов «Не рвите цветы»,

А. Вивальди «Времена года»,

М. Глинка «Жаворонок»,

В. Добрынин «Земля наш дом»,

Л.Коган «Березка».

Физическое

 Подвижные игры: «Птички», «Зайка беленький сидит», «Зайцы и волк», «Перелет птиц».

Трудовая деятельность

 

Подкормка птиц;

Уборка мусора;

Расчистка дорожек от снега;

Укрывание снегом корней деревьев и кустарников; Сгребание снега на участке в определённое место;

Уход за комнатными растениями в уголке природы.

 

Работа с родителями:

·        Консультация «Экологическое воспитание детей всемье»

·        Созданиекниги «Экологические сказки».

·        Анкетирование родителей по теме:«Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»

3 этап: Заключительный

·        Выпуск буклетов «Природа и мы»

·        Показмультфильма для детей «Зачем беречь природу»

·        Подведение итогов реализации проекта

·        Презентация проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы и практическая значимость проекта

В результате реализации проектаповысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активностидетей дошкольного возраста. Дети научились простейшей экспериментальнойдеятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы. Так женаучились вести наблюдения за объектами живой и неживой природы. У детей выработалисьпервые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе,желание относиться к ней с заботой.

 

 

 

 

Список используемой литературы иметодических пособий.

1. Загадки для развитияречи, внимания, памяти и абстрактного мышления / сост. О.В. Узорова, Е. А.Нефедова. – М.: Астрель, 2005.

2. Шорыгина Т. А.Ягоды.Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «ИздательствоГНОМ и Д», 200зг

3. Цветкова И. В.Экологический светофор для младших школьников. Москва:Педагогическое обществоРоссии, 2000г.

4. Деревенский домик.Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально.Г. Киров 30.03.05г.

5. Ягоды садовые.Наглядно – дидактические пособие. Издательство «Мозаика – Синтез». Москва2005г.

6. Вохринцева С.Окружающий мир. Дидактический материал. Издательство «Страна Фантазий» 2003г.

7. Животные обитающие натерритории нашей страны. Демонстрационный материал для занятий в группахдетских садов и индивидуально. Г.Киров 2004г.

8. Цветы луговые,лесные, полевые. Демонстрационный материал для фронтальных занятий.Издательство ООО «Книголюб» 2000г.

9. Гризик Т.И. Радуга.Познавательное развитие детей 2-7 лет.: метод. Пособие для воспитателей.Москва. 2010г.

10. Цветы садовые.Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Издательство ООО «Книголюб»2000г.

11. Шорыгина Т. А.Вежливые сказки. Этикет для малышей. – Москва. Прометей; Книголюб, 2003.

12. Попова Т. И. Мирвокруг нас г. Москва 1998г.

13. Дрязунова В. А..Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие длявоспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1981.- 80 с., ил.

14. Шорыгина Т. А.Ягоды. Какие они. ООО «Издательство ГНОМ и Д» г. Москва 2003г.

15. Шорыгина Т. А. Какиезвери в лесу?! Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «ИздательствоГНОМ и Д», 2000г.

16. Шорыгина Т. А.Овощи. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва:«Издательство ГНОМ и Д», 2004г.

17. Шорыгина Т. А.Кустарники. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва:«Издательство ГНОМ и Д», 2004г.

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседана тему: «Что такое природа?»
Задачи:
- Сформировать понятие живая и неживая природа.
- Развивать память и мышление детей.
- Воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Средства обучения:
Макеты «Дикие животные», «Домашние животные», «На лугу».
Комплекты карточек «Природа – не природа», «Живая и неживая природа»; природныйматериал; игрушки; рисунки с изображением людей, животных и растений.
Содержание беседы:
1. Воспитатель демонстрирует детям макеты «Дикие животные», «Домашниеживотные», «На лугу» читает стихотворение В. Орловой «Дом под крышей голубой».
Словно крыша над землёю,
Голубые небеса.
А под крышей голубою –
Горы, реки и леса,
И поляны, и цветы, и конечно, я и ты.
- Что такое природа?
(солнце, воздух, вода, растения, животные, камни и т.д.)
- Что нельзя назвать природой? (то, что сделано рукамичеловека)
- А машина есть в природе?
- Правильно нет. Это человек сделал её своими руками. А вот в природе естьживотные, на которых ездит человек? (лошадь, верблюд)
- Лошадь и верблюд – это природа. А человек их приручил.
- Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу. Вертолётпохож на стрекозу. Подводная лодка – на кита.
- Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира. Мир неживой и мирживой природы.
- На столе лежат картинки, помогите мне их разделить. На один сто положитеживую природу, на другой – неживую природу.
- Живая природа – это то, что движется, растёт, развивается, размножается,умирает.
2. Игра «Живая и неживая природа». (называют объекты живойприроды: дети двигаются, неживой – стоят на месте)
3.Каждый из нас живёт в доме со стенами, потолками и полом – это наш обычныйдом. Но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом.Этот дом – природа.
- Когда-то давным-давно для человека единственным домом была природа. Человекне мог строить дома, он охотился на животных, ловил рыбу, собирал растения дляеды. Шло время, и человек научился многому. Строить дома (деревянные и кирпичные), летать на самолёте и даже вкосмос.
- Но всё равно единственным домом для человека остаётся природа. Почему?
- Потому что человек не может прожить без природы: без воды, солнца, растений,животных.
- А в группе у нас есть природа?
Рассматривание двух домов: дом природы, обычный дом, сравнение их.
- От чего в вашем доме бывает светло? (лампа)
- А что можно сравнить с лампой в природе?
- Но солнце не только светит, но и греет.
(его можно сравнить с домашними обогревателями, с плитой,батареей)
- В природе идёт дождь.
- В доме есть душ.
- В природе – ветер. В доме – вентилятор.
- В доме на пол стелют ковёр. На земле растёт трава.
- В обычном доме есть каменные и деревянные стены. А в природе – горы и деревья.
- У нас горит пламя на газовой плите. В природе огонь вырывается из вулкана.
- В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах.
- А в обычном доме человек научился делать снег в холодильнике.
- В природе дикие животные. У нас – домашние.
- Точно так же есть дикорастущие и комнатные растения.
4. Дидактическая игра «Природа или руки человека» (показ картинок)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Прогулка «Наблюдениеза сезонными изменениями в природе»
Задачи:

Формировать понятия о явлениях природы (убывание дня, пребывание ночи,иней, заморозки).
Закреплять знания о солнце (светит, но не греет).
Ход наблюдения:
Серый день короче ночи,
Холодна в реке вода.
Частый дождик землю точит,
Свищет ветер в проводах.
Опадают листья в лужи,
Хлеб убрали в закрома.
До прихода зимней стужи,
Утепляются дома.
Беседа с детьми.
Ноябрь – последний месяц осени.
- Какие изменения произошли в природе? (ответы детей)
- Листва с деревьев облетела, травы побурели, небо почти всё время затянутооблаками. Часто идут холодные дожди. Солнце выглядывает редко.
- Ребята, а греет ли оно? (ответы детей)
- А заметили ли вы что дни стали короче, длиннее стали ночи? (ответы детей)
- По ночам стало морозно. А утром звонко хрустит молодой лёд на лужах, трава иопавшие листья покрываются инеем. Летят первые серебряные звёздочки – снежинки.Поэтому позднюю осень называют «серебряной». А про ноябрь говорят, что онродной брат зиме.
- Как вы думаете, почему так говорят? (ответы детей)
- А теперь я прошу вас отгадать загадку:
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт (иней).
Трудовая деятельность.
Трудовая деятельность: сгребание опавших листьев в небольшие кучки.
Подвижная игра: «Листопад».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



КонспектНОД по познавательному развитию «Какзвери готовятся к зиме?»
Задачи:

Образовательные:
- закреплять знания детей о диких животных, расширять представление об ихобразе жизни. Познакомить с тем, как звери готовятся к зиме.
Развивающие:
- развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей;
- развивать речь детей, обогащать их словарь.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к животным, доброе отношение к ним.;
- воспитывать любознательность.
Средства обучения:
-картинки с изображениями зверей;
-маски лисы, зайца, белки, ежа, волка, медведя;
-музыкальный центр, аудиозапись песни «Мы едем-едем…)[/i]
Ход НОД:
Воспитатель:
-Дети, я сегодня получила телеграмму, в которой говорится о том, что жителиосеннего леса пригласили нас к себе в гости. Так что давайте собираться в путешествие.А вот кто нас там встретит, мы увидим, разгадывая загадки, которые для насподготовили жители этого замечательного леса.
- А для начала скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (ответы детей).
- Верно, поздняя осень, и совсем скоро наступит зима. К зиме готовятся все. Какмы с вами готовимся к зиме? (ответы детей).
- В лесу звери тоже готовятся к зиме, и каждый по-своему. А как, мы сейчасузнаем.
Итак, в путь! Присаживайтесь на свои места. Поехали! (звучит фонограмма песни «Мы едем-едем…)
Итак, остановка, и первая загадка:
Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.
(выходит медведь и рассказывает, как он приготовился к зиме).
Медведь:
- Осенью у нас медведей забот не мало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надопозаботиться о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобыспокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в началеосени, ведь в это время поспели ягоды, всюду много насекомых, с большимудовольствием мы лакомимся медком диких пчёл и ос. Накопим жиру, и спать можноложиться в берлогу.
Воспитатель:
Повыше кошки рост,
Живёт в норе, в лесу,
Пушистый рыжий хвост –
Все знаем мы … (лису)
(выходит лиса и рассказывает, как она приготовилась к зиме).
Лиса:
- А мы, лисы, к зиме тоже меняем старую шубку на более тёплую и пушистую. Всказках лиса самая хитрая. А на самом деле я не хитрее других зверей. Если быне мои зоркие глаза, острый слух, то ни какая хитрость не спасла бы меня отволков и собак. Чтобы лягушку поймать, мне особой хитрости не требуется. Иглавную добычу – мышей, я нахожу без всяких трудов. Догнать зайца нам трудно,разве что случайно столкнёмся с косым или набредём на зайчонка.
Воспитатель:
Что за зверь зимой холодной,
Ходит по лесу голодный?
На собаку он похож,
Что не зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(выходит волк и рассказывает, как он приготовился к зиме).
Волк:
- Мы, волки, зимой собираемся в стаи. Осенью я линяю, к зиме шерсть у менястановится густой. В сильные морозы, прячемся мы в логове, так называется нашежилище. Мы ловим зайцев, маленьких птичек. Но главная добыча – олени и лоси.Из-за постоянных поисков пищи многие считают, что мы приносим вред. Но это нетак, мы нападаем только на слабых и больных животных. А сейчас, дети, япредлагаю вам немного отдохнуть и поиграть со мной:
Физкультминутка «Дикиеживотные»
Встанем, надо отдохнуть, (Встать со стульчиков)
Наши пальчики встряхнуть. ( Сжимание и разжиманиепальцев)
Поднимайте ручки вверх, (Поставить ладони на головупальцами вверх)
Шевелитесь, пальчики, (Подвигать ладонями вперед –назад)
Так шевелят ушками серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках, (Ходьба на месте на носочках,плавные
Как лисы бродят по лесочку. движения руками перед собой)

Волк озирается кругом, (Руки на поясе, повороты головы
И мы головки повернем. влево – вправо)

Теперь садимся тише, тише, ( Сесть на корточки)
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу, (Ходьба вперевалку, руки передсобой согнуты в
Топтался и рычал. локтях)

Хотел он очень меда,
А где достать, не знал. (Поднять плечи вверх, сделатьвопросительный вид)
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие.
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки,
Мчится, что есть духу,
Хвост короче уха.
Всех зверёк пугается,
Под кустом спасается.
(выходит заяц и рассказывает, как он приготовился к зиме).
Заяц:
- Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто под снегом, кто в норах. А я ничегоэтого делать не умею. Врагов у меня много. И, всё-таки, я живу - не тужу.Выручают меня чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Осенью я линяю:взамен серой у меня вырастает снежно-белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам, такбезопаснее. Ем веточки деревьев, кору.
Воспитатель:
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(выходит белка и рассказывает, как она приготовилась к зиме).
Белка:
- Летом я ходила в своей летней шубке. А зимой я надеваю тёплую шубку другогоцвета, она мне помогает прятаться среди веток деревьев от врагов. На зиму ясушу грибы на ветках деревьев. Делаю запас орехов в дупле. Мне не страшна никакая зима. И шубка у меня незаметная, и еды запасла много. Вот так я приготовиласьк зиме.
Воспитатель:
Весь в колючках,
Ворчит, как, злючка
Чуть испугается,
В клубок свивается.
(выходит ёжик и рассказывает, как он приготовился к зиме).
Ёж:
- Осенью я готовлю себе дом для зимовки. Мой дом называется нора. Я нанизываюсебе на спину листики, а в норе их стряхиваю. Делаю себе мягкую, тёплуюпостельку. Потом заберусь в свою нору, зароюсь в листья и засну сладким сном навсю зиму. Придёт зима накроет мою нору сугробом и буду я спать, как подпушистым одеялом, тепло мне. Так и просплю я всю зиму до весеннего солнышка.
Воспитатель:
-Вот мы и познакомились с лесными жителями и узнали, как они готовятся к зиме.А теперь нам пора возвращаться в группу. Скажите, дети, что вам больше всегопонравилось в сегодняшнем путешествии? Что вы узнали нового. Подводится итогзанятия.

 

 

 

 

 

 

 

 



Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Берегии люби родную природу!»
Задачи:

Образовательные:
- прививать умение видеть прекрасное ;
- вызывать желание узнавать новое.
Развивающие:
- развивать чувство формы и композиции.
-развивать мелкую моторику пальцев.
- развивать умения работать кистью и красками.
Воспитательные:
-Воспитывать аккуратность в работе.
Средства обучения:

 акварельили гуашь, кисточки разных размеров, альбомные листы, баночки с водой,матерчатые и бумажные салфетки, незавершенные рисунки, выполненные воспитателемдля показа техники рисования. Репродукция картины И. Левитана, И. Шишкина.
Предварительная работа: целевыепрогулки в парк, рассматривание разных деревьев, листвы (форма, цвет), знакомство с картинами И. Левитана, И.Шишкина, В. Васнецова.
Ход НОД.
Воспитатель:
(на мольбертах расположены картины И. Левитана, И. Шишкина)
Окружающий мир поражает своей красотой в каждом своём проявлении. Самым яркимвоплощением красоты природы является лес, парк, бор. Посмотрите на эти картины,как ярко, точно художники изобразили все разнообразие осенних деревьев, какточно прорисованы самые мелкие детали (веточки, листочки, завитки).
Стихотворение Г.Соренкова «Осенняя краса»
Светит солнышко с небес.
С летом день прощается.
Мы идём в страну чудес
К осени-красавице.
Осень в сказочной красе
Скоро с нами встретится:
Лента жёлтая в косе
У березы светится,
Гроздья ягод у рябин —
Яркие фонарики.
В каждой ягодке рубин
Драгоценный маленький.
А у тоненьких осин

Осень — красок магазин.

Чудо-краски — разные.

 

Некоторые художники любили рисовать природу, они выбирали очень красивыеинтересные места, любовались сами и с нами поделились такой красотой. Теперьэти картины находятся в галереях, каждый человек может прийти и посмотреть наних, вам нравятся эти картины? (да). Вот, мы с вами и попробуем сегодня нарисоватьдерево. Дети скажите, а какое сейчас время года? (осень) Правильно! Мы, с ваминарисуем «Дерево осенью». Какие цвета красок мы будем использовать?(коричневые, желтый, красный, зеленый) Молодцы!

А сейчас давайте поиграем и разомнем наши пальчики.

Пальчиковая игра:

Разотру ладошки сильно.

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Затем руки я помою…

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу!

Воспитатель:

Для начала мы определимся с главной составляющей любогодерева без исключения – это наличие веток разной величины и, естественно,ствола, который является основой. Наиболее толстая его сторона находится усамой земли, наиболее тонкая – верхний конец. Все ветки находятся на стволе,вдоль его, и направляются вверх. Длинные ветки находятся в нижней части дерева,короткие располагаются по направлению к верхушке.

Сначала начинаем рисовать именно основную частьдерева – ствол, так как со ствола и начинается изображение практически каждогодерева. Как мы уже знаем, верхняя часть ствола тоньше, нижняя – толще.

При использовании кисти начинаем прорисовыватьветви, которые изображаются аналогично стволу – сверху они достаточно тонкие, аближе к стволу – более массивные. Тонкая часть всегда направляется вверх. Впроцессе работы важно помнить, что все ветки должны располагаться на разномрасстоянии.

Далее делаем нашему дереву крону, состоящую измаленьких веточек, отходящих от крупных, а на них еще более мелких. Маленькихветочек на рисунке должно быть много, и все они имеют одинаковый диаметр.Несмотря на то, что они очень тонкие, все веточки, так же, как и крупные,направлены вверх.

А теперь промываем кисточку хорошо, растворяемкоричневую краску, закрашиваем ствол. После чего кисточку опускаем в краснуюкраску и прикладываем к веточкам, это у нас красные листочки, затем в желтую –желтые листочки и зеленые, показываем, как листья падают на землю.

Молодцы! Дерево готово!

После занятия дети показывают свои рисунки.

Выставка работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ «Девочки в лесу»

Оля и Лида пошли в лес. Послеутомительной дороги они сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из бумагихлеб с маслом, яйцо. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запелсоловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться.Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды, бумагу и бросила их под куст.Лида завернула в бумагу яичную скорлупу и положила в сумку.

- Зачем ты берешь с собоймусор? – спросила Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит. Лидатихо ответила подруге.

(По В.А. Сухомлинскому).

Вопрос детям: - Что,по-вашему, ответила Лида и почему?

 

Рассказ Т. А. Шорыгина«Прогулка в лес».

В густом лесу жила медведицаАнгелина, и было у нее двое медвежат: сынок Паша да дочка Даша. Как-то разотправилась мама-медведица прогуляться с малышами по лесу. Медвежата веселобежали следом за мамой. Все их интересовало и забавляло. Вот прямо передПашиным носом вспорхнула маленькая серая птичка с розовой грудкой и веселозащебетала, здороваясь с малышами. Большой шмель в полосатом бархатном жилетеуселся на цветок лесной герани, и цветок слегка склонился под тяжестью шмеля. Пашатут же сломал ветку и замахнулся ею на шмеля. Ему хотелось посмотреть, как тот,возмущенно загудев, слетит с цветка. Что Паша сделал неправильно? МедведицаАнгелина остановила сына:

– Паша! Зачем ты сломал веткуорешника? Во-первых, орешник – живой, и ему больно, как бывает больно тебе. Аво-вторых, осенью на ветке орешника созреют вкусные орешки, ими станутлакомиться и белки, и бурундуки, и лесные мыши, и дятлы. Да ты и сам судовольствием будешь есть сладкие орехи!

– Я хотел прогнать шмеля.Зачем он на цветок уселся? Может сломать его!

Как вы думаете, может лишмель сломать цветок?

– Шмель цветок не сломает! –возразила Ангелина. – Он прилетел к нему за каплей сладкого нектара. Поверь,сынок, цветок очень рад шмелю, угощает его медовым соком, а за это шмельопыляет цветок. В шмелином гнезде скоро будет мед. А мы, медведи, – большиелюбители меда! Если ты вежливо попросишь дядюшку-шмеля, то он поделится с тобойсладким душистым медком.

– Ладно, – согласился Паша, –не буду больше ветки ломать и шмелей с цветов прогонять, пусть себе медсобирают!

– Мамочка! Посмотри, какиекрасивые цветы! – воскликнула Даша, заметив в траве крупные голубыеколокольчики. – Можно я нарву букет?

Можно ли рвать в лесу цветы?

– Не надо, не рви! Пустьрастут, лес украшают, пчелок и бабочек нектаром потчуют. Лесные цветы тень ивлагу любят, а если сорвать их, то они быстро завянут.

– Это тоже цветок? – спросилаДаша, увидев бабочку, которая неподвижно сидела на стебельке.

– Это летающий цветок! –удивленно воскликнул Паша, когда бабочка, расправив крылышки, вспорхнула состебелька.

– Это не цветок, а бабочка! –объяснила мама.

– Давай ее поймаем, – предложилПаша сестре.

– Давай! – обрадовалась Даша.

Можно ли ловить бабочек?Почему?

Медвежата бросились забабочкой, но, к счастью, поймать ее не смогли.

– Не нужно обижать бабочек истрекоз, – покачала головой Ангелина. – Бабочки цветы опыляют, а стрекозы прямона лету комаров ловят.

– Что это за куча такая? –удивилась Даша, заметив под сосной высокий муравейник, построенный из высохшихсосновых иголок.

– Сейчас я эту кучу обстреляюшишками! – решительно заявил Паша. Медвежонок поднял сосновую шишку и хотелзапустить ее в муравейник, но Ангелина остановила его:

– Не делай этого, Паша. Этоне куча, а муравейник! В нем живут лесные рыжие муравьи. Вам хотелось бы, чтобыкто-то сломал ваш дом? – спросила медвежат мама.

– Конечно, нет! – дружнозакричали Даша и Паша.

– Тогда и вы берегите чужиедома, – сказала Ангелина.

Она показала малышам муравья,который тащил личинку жука-короеда.

– Муравьи – очень полезныенасекомые. Недаром их зовут друзьями леса. Они уничтожают вредных жуков игусениц. А еще муравьи переносят семена многих растений и расселяют их по лесу,– объяснила мама.

Долго бродила по лесумедведица с медвежатами, рассказывая малышам о лесных обычаях, учила ихпонимать зверей, птиц, насекомых и бережно ко всем относиться.

– Запомните, что лес – этонаш родной дом. Он нас поит, кормит и приют нам дает!

Медвежата хоть и усталинемного, но прогулка им очень понравилась, а мамины уроки запомнились.

Вопросы.

1.Почему мама не разрешиламедвежонку Паше прогнать с цветка шмеля?

2.Почему нельзя ломать веткидеревьев и кустарников, рвать лесные и полевые цветы?

3.Почему нельзя ловитьбабочек и стрекоз?

4.Почему нельзя разорятьмуравейники? Какую пользу приносят муравьи?

5.Как вы думаете, о каких ещеправилах поведения в лесу рассказала медвежатам медведица?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Картотека пальчиковых игр.

«Капуста»

Мы капусту рубим,

(Резкие движения прямымикистями рук вверх и вниз.)

Мы морковку трем,

(Пальцы рук сжаты в кулаки,движения кулаков к себе и от себя.)

Мы капусту солим,

(Движение пальцев, имитирующихпосыпание солью из щепотки.)

Мы капусту жмем.

(Интенсивное сжимание пальцеврук

в кулаки.

Разгибают пальцы из кулачка,начиная с мизинца.)

«Белка»

(по мотивам народной песенки)

Сидит белка на тележке,

Продаёт свои орешки;

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

(поочерёдно разгибать всепальцы, начиная с большого)

«Котята»

(играем пальчиками)

У кошки нашей есть десятькотят,

Сейчас все котята по парамстоят:

(пальцы вместе ладони врозь)

Два толстых, два ловких,

(прячем пальцы по парам)

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых!

«Зимующие птицы»

Прилетайте, птички!

(«Зовущие» движения пальцамиобеих рук)

Сала дам синичке.

(«Режущие движения» однойладони по другой)

Приготовлю крошки,

(Пальцы щепоткой – «крошить»хлеб).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картотекафизкультминуток:

Физкультминутка«Три медведя».

Три медведя шли домой(дети шагают на месте вперевалочку).

Папа былбольшой-большой (поднимают руки над головой).

Мама с ним - поменьшеростом (руки на уровне груди).

А сынок - малюткапросто, маленький он был (приседают).

С погремушками ходил

Дзинь- дзинь, дзинь –дзинь(дети имитируют игру с погремушками).

Физминутка«Белочке не лень».

Физзарядкой белочке нелень

Заниматься целый день.

С одной ветки, прыгнувв лево,

На сучке она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.

Влево-вправо целый день

Прыгать белочке нелень.

Физминутка«На болоте две лягушки».

На болоте две лягушки,две зеленые подружки,

Утром рано умывались,полотенцем растирались,

Ручками хлопали,ножками топали,

Вправо влевонаклонились и обратно возвращались,

Вот здоровья в чемсекрет.

 

 

 

Физминутка«Зайка».

Движения выполняются походу стихотворения.

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапкивниз.

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочкахскок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десятьраз.

Физминутка«Овощи»

В огород пойдем,

Маршировать на месте.

Урожай соберем.

Идти по кругу, взявшисьза руки.

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты

Имитировать, каксрезают, таскают, копают.

Круглый, сочный, оченьвкусный.

Показать руками.

Щавеля нарвем немножко «Рвут».

И вернемся по дорожке.

Идти по кругу, взявшисьза руки.

Физкультминутка"Дары леса".

Дети утром рано встали,Ходьба на месте.

За грибами в лес пошли.

Приседали, приседали,Приседания.

Белый гриб в травенашли. Разводят руки вперед в стороны и выполняют

На пеньке растут опята,повороты в стороны

Наклонитесь к ним,ребята, Наклоны.

Наклоняйся,раз-два-три,

И в лукошко набери!

Вон на дереве орех.Прыжки.

Кто подпрыгнет вышевсех?

Если хочешь дотянуться,Потягивания — руки вверх.

Надо сильно потянуться.

Три часа в лесубродили, Ходьба на месте.

Все тропинки исходили.

Утомил всех долгий путь- Вытираем пот со лба

Дети сели отдохнуть.Дети садятся.

Физкультминутка"Домашние животные".

Мы пришли на скотныйдвор, Дети ходят обычным шагом по кругу,

Для животных здесьпростор. взявшись за руки.

Рядом луг с густойтравой

И прекрасный водопой.

Превратимся мы в коней,Ходят с высоко поднятыми коленями

Грациозных, стройных.

И гуляем по лугам ,

Светлым и привольным.

Мух корова отгоняет,Делают повороты в сторону, «отгоняя

Бьёт хвостом туда-сюда.мух»

Больно оводы кусают.

Мошек столько, чтобеда.

На пригорках и вканавках

Овцы мирно щиплюттравку, Делают наклоны вперед-назад

Наклоняются к земле,

Звонко блеют они :«Бе-е-е».

Скачут козлики по лугу,

Рожками бодаются.

«Ме-е-е»,-кричат другдругу, Прыгают

Весело играются.Бодаются

Физкультминутка"Дикие животные".

Жарким днем леснойтропой Идут по кругу друг за другом

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой

топал лосенок, Идут,громко топая

За мамой-лисицей

крался лисенок, Идуткрадучись

За мамой-ежихой

катился ежонок,Передвигаются в приседе

За мамой-медведицей

шел медвежонок, Идутпереваливаясь

За мамою-белкой

скакали бельчата,Скачут на носочках, согнув руки

перед грудью

За мамой-зайчихой –

косые зайчата, Скачут,сделав «ушки» из ладоней

Волчица вела за собоюволчат. Идут широким шагом

Все мамы и детинапиться хотят. Наклоны вперед 

18 августа 2021 в 10:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.